Международная междисциплинарная научно-практическая конференция «Понимание в коммуникации 9. Чтения памяти Г.И. Богина» 2021
Тверской государственный университет, Институт языкознания РАН, Московский городской педагогический университет в продолжение серии конференций «Понимание в коммуникации» и в сотрудничестве с организаторами чтений памяти Г.И. Богина проводят 21-23 января 2021 г. международную междисциплинарную научно-практическую конференцию «Понимание в коммуникации 9. Чтения памяти Г.И. Богина». Приглашаются специалисты в областях, связанных с изучением процессов понимания речи и с обучением им. Основные тематические направления:
- Герменевтика и семиотика понимания. (Картина мира как условие (недо)понимания. Понимание художественного произведения. Межкультурные аспекты (недо)понимания. Понимание юмора и иронии).
- Языковые факторы, определяющие (недо)понимание сообщения (лексическая семантика, семантика и грамматика конструкций, фонетические особенности сообщения, синтаксическая сложность и неоднозначность, грамматика адресата).
- Психология понимания в коммуникации. (Психология восприятия (мультимодального) сообщения. Понимание как результат когнитивной и аффективной активности коммуникантов).
- Становление механизмов понимания при овладении родным языком и при обучении иностранному языку.
- Социальные аспекты понимания (коммуникации внутри социальных групп и между ними, конфликты как результат не(до)понимания).
- Понимание в массовых коммуникациях (понимание в политической коммуникации, (недо)понимание в рекламе, понимание с позиций судебной лингвистической экспертизы).
- Понимание в системе «Человек – Компьютер» (дружелюбный интерфейс, анализ текста, способность понимания искусственным интеллектом, измерение понятности сообщения).
- Специальная тема: Не(до)понимание: помеха или прием?
Обращаем внимание, что молодые исследователи: магистранты, аспиранты, молодые ученые и преподаватели получат возможность участия, возможно, в стендовой сессии или заочном обсуждении.
Тезисы
- О.Б. Абакумова (Орёл). Пословица как косвенный речевой акт и проблемы понимания
- В.М. Алпатов (Москва). Факторы, противостоящие пониманию
- Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова (Ярославль). Обучение пониманию: «слоёный пирог» как технология читательской коммуникации
- Л.Г. Антонова (Ярославль). Объединяющая и разъединяющая стратегия в сетевом дискурсе
- Е.Н. Басовская (Москва). Тактика «конфликтного понимания» в современной медиаречи
- Борисова Елена Георгиевна (Москва). Не(до)понимание как движитель языкового развития
- А.В. Бородина (Тверь). Юридический (нотариальный) перевод как коммуникация: проблемы понимания
- А.Б. Бушев (Тверь). Популярная блогосфера и видеохостинги - союзники образования?!
- Е.Н. Василенко (Могилёв). «Язык вражды» как форма проявления социокультурного конфликта
- М.А. Васильченко (Москва). Стиль как способ создания индивидуальности бренда глянцевого журнала
- В.И. Гаврилова (Москва). Нарушение грамматической правильности высказывания как фактор, не препятствующий пониманию (на примере русских страдательных конструкций)
- Е.В. Глинка (Минск). Смысловая неопределённость как средство манипулирования
- А.С. Голикова (Тверь). Диалектика языковых заимствований (на примере русского языка как языка международного общения в мусульманском дискурсе)
- Е.Н. Ежова (Ставрополь). Феноменологическое осмысление реальности в медиарекламной картине мира
- Е.В. Журавлёва (Москва). Невербальное сопровождение телепередачи: в помощь пониманию?
- Н. Иванова (Бургас, Болгария). Понимание свободы как ценности у современных молодых людей в Болгарии
- В.Н. Карпухина (Барнаул). Понимание в политкорректном дискурсе: современная детская литература
- Е.Ф. Киров (Москва). Фонетические единицы имеют значение, или Phonetic units matter
- Н.И. Клушина (Москва). Понимание в мультимедиальной коммуникации
- М.Л. Ковшова (Москва). Понимание загадки как процесс её декодирования: опыт исследования
- А.А. Кожин (Москва). Коммуникативные риски использования интертекстем в современном медиатексте
- А.Д. Козеренко, Г.Е. Крейдлин (Москва). Молчание как семиотический акт: виды молчания в контексте проблемы понимания
- П.А. Колосова, О.В. Иванова (Тверь). Эволюция заглавия классического англоязычного детектива как отражение развития жанра
- А.В. Коробова (Тверь). Изменения в языке: отражение языкового бунта в повести Дж. Сэлинджера "the catcher in the rye"
- А.А. Котов (Москва). Модель автоматического анализа сюжетных отношений в тексте
- С.А. Крылов (Москва). Содержание vs. смысл
- Н.Ф. Крюкова (Тверь). Интерпретация как художественная коммуникация
- В.Г. Кульпина (Москва). Недопонимание учебного текста, связанное с пробуждением ложной внутренней формы слов
- А.А. Лебедева (Тверь). Интерпретация позиции адресанта и адресата в речевом жанре Конституции РФ
- О.М. Левина (Москва). Преодоление речевой манипуляции при межкультурном медиаобщении
- С.В. Лесников (Санкт-Петербург). Метаязык лингвистики
- А.В. Люликова (Ялта). Комическое как средство манипуляции в сетевом пространстве
- Е.М. Масленникова (Тверь). Фоновые знания и культурный перенос: понимание, непонимание, перепонимание текста
- Е.Н. Никитина (Москва). Понимание как механизм работы с сознанием
- М.В. Оборина (Тверь). Интерпретативные методики в работе с текстам
- А.Н. Потсар (Москва). Публичное обоснование политических решений: аргументация в гетерогенном обществе
- Д.И. Рыжков (Тверь). Когнитивные основы коннотативных процессов
- О.И. Северская (Москва). Скрипты и шаблоны в аспекте понимания и недопонимания
- Л.В. Селезнева (Москва), Л.Н. Синельникова (Ялта). Герменевтический круг резонансного дискурса
- С.Ю. Семёнова (Москва). Модельный пример в автоматическом семантическом словаре: к поиску прототипа употребления лексемы
- И.В. Соловьёва (Тверь). Смысловые эффекты авторского и машинного перевода художественного текста
- А.С. Солохина (Москва). Фасцинативное измерение текста: постановка проблемы
- В.И. Теркулов (Донецк). Особенности понимания значений сложносокращённых апеллятивов
- В.А. Тырыгина (Нижний Новгород). Факторы, влияющие на понимание Твиттер-сообщения
- О.Е. Фролова (Москва). О характере и типах понимания
- С.Л. Фурманова (Москва). Учёт установок общественного сознания молодежи при прогнозировании понимания в медиакоммуникации
- А.Б. Хомяков (Москва). О понимании в искусственном интеллекте
- О.Г. Чупрына (Москва). Проблема понимания прецедентных явлений в британской литературе для подростков (Young Adult Fiction)
- А.Д. Шабалин (Барнаул). Понимание визуального, или несколько слов о визуальности
- О.В. Шанцер (Москва). К вопросу о семантическом объеме понятия «харассмент» в российских массмедиа
- К.М. Шилихина (Воронеж). Уточнение смысла высказывания в устной и письменной речи
- Т.Н. Шумейко, Г.В. Сороковых (Москва). Обучение культурно независимому речевому поведению будущих инженеров в условиях межкультурного междисциплинарного коллектива
- А.В. Яковлев (Москва). Семантика и прагматика слов «коммунизм» и «коммунистический» и некоторые проблемы понимания произведений И.А.Ефремова о далёком будущем
Тезисы докладов участников интернет-конференции и круглого стола «Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Понимание в коммуникации 9. Чтения памяти Г.И. Богина» 2021»
- А.В. Бородина (Тверской государственный университет, г. Тверь). ЮРИДИЧЕСКИЙ (НОТАРИАЛЬНЫЙ) ПЕРЕВОД КАК КОММУНИКАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ
- Г.А. Давыдова (Тольятти), Д.А. Евдокимова (Самара). ТИПОЛОГИЯ НЕПОНИМАНИЯ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
- Е.В. Журавлёва (ГАОУ ВО МГПУ ИИЯ, г. Москва). АНАЛИЗ РУССКОГО КУЛЬТУРНО-ЖЕСТОВОГО АСПЕКТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
- В.Н. Карпухина (Алтайский государственный университет, г. Барнаул). ПОНИМАНИЕ В ПОЛИТКОРРЕКТНОМ ДИСКУРСЕ: СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- А.В. Коробова (Тверской государственный университет, г. Тверь). ИЗМЕНЕНИЯ В ЯЗЫКЕ: ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БУНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. СЭЛИНДЖЕРА
- Н.Ф. Крюкова (Тверской государственный университет, г. Тверь). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- В.Г. Кульпина (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва). НЕДОПОНИМАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА, СВЯЗАННОЕ С ПРОБУЖДЕНИЕМ ЛОЖНОЙ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВА
- А.А. Лебедева (Тверской государственный университет, г. Тверь). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЗИЦИИ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ КОНСТИТУЦИИ РФ
- А.В. Люликова (Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (филиал), г. Ялта). ПОНИМАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОМИЧЕСКОГО В СОЦИАЛЬНОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- В.М. Мельникова (Тверской государственный университет, Тверь). СИНТАКСИЧЕСКАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ КАК ЯЗЫКОВОЙ ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НЕДОПОНИМАНИЕ СООБЩЕНИЯ
- М.Е. Отставнов (г. Тверь). ТЕМЫ ПО ИСТОРИИ ГЕРМЕНЕВТИКИ В РОССИИ
- Е.А. Пигаркина (Тверской государственный университет, Тверь). УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПАРАДОКСАЛЬНО МАРКИРОВАННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- Д.И. Рыжков (Тверской государственный университет, Тверь). КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОННОТАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
- С.Ю. Семёнова (Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва). МОДЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР В АВТОМАТИЧЕСКОМ СЕМАНТИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ: К ПОИСКУ ПРОТОТИПА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСЕМЫ
- А.С. Солохина (Московский Международный университет, г. Москва). ФАСЦИНАТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕКСТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- О.Е. Фролова (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, г. Москва). О ХАРАКТЕРЕ И ТИПАХ ПОНИМАНИЯ
- А.Д. Шабалин (Алтайский государственный университет, Барнаул). ПОНИМАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВИЗУАЛЬНОСТИ
- Т.Н. Шумейко, Г.В. Сороковых (Московский Государственный Технологический Университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва; Московский Городской Педагогический Университет, г. Москва). ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО НЕЗАВИСИМОМУ РЕЧЕВОМУ ПОВЕДЕНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОЛЛЕКТИВА
Контакты
Сапожникова Л.М.
декан факультета
+7 (4822) 34-46-56
Осипова О.В.
зам. декана
+7 (4822) 34-46-56
Колосов С.А.
зам. декана
+7 (4822) 34-46-56
Крюкова Н.Ф.
зав. кафедрой
+7 (4822) 34-46-56
Золотова Н.О.
зав. кафедрой
+7 (4822) 32-28-93
Крестинский И.С.
зав. кафедрой
+7 (4822) 34-46-56
Антонцева В.А.
и.о. зав. кафедрой
+7 (4822) 34-46-56