Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×
×

Факультет иностранных языков и международной коммуникации

Новости

На факультете прошел круглый стол на тему «Психолингвистические аспекты исследования слова и текста»
Назад

На факультете прошел круглый стол на тему «Психолингвистические аспекты исследования слова и текста»

22 декабря 2025

19 декабря 2025 года на факультете иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета прошел круглый стол для аспирантов и магистрантов «Психолингвистические аспекты исследования слова и текста», организованный Тверской психолингвистической школой. 

Во вступительном слове профессор кафедры теории языка, перевода и французской филологии Наталия Октябревна Золотова обозначила теоретический фундамент Тверской школы психолингвистики, заложенный ее основателем доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Александрой Александровной Залевской, и обратила внимание на ее эвристический потенциал, который делает ее полезной для дальнейших исследований, уточнения понятий и формирования новой научной картины мира. 

С основным докладом «Эмоции и язык: некоторые вопросы методологии исследования» выступила доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка, перевода и французской филологии Елена Юрьевна Мягкова. Её доклад был посвящен тому, как соотношение языка и эмоций рассматривается с точки зрения ряда наук – психологии, лингвистики и психолингвистики – и как с учетом различий в научных подходах должно быть организовано исследование эмоциональных свойств языка и речи.  

Обоснование целесообразности экспериментального исследования роли эмоций в организации единиц индивидуального лексикона было сделано на примере анализа теории Антонио Дамасио, который во многом подтверждает идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и других отечественных ученых о роли эмоций в становлении психики и развитии речевой способности. В докладе также обсуждались некоторые методики психолингвистического исследования эмоциональности и вопросы организации исследования в целом.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, слушатели задавали разнообразные вопросы, на которые Елена Юрьевна постаралась дать исчерпывающие ответы. 

Во второй части круглого стола были представлены результаты исследований, проблематика которых связана с общим научным направлением школы. 

Елена Анатольевна Иванова, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественных факультетов ТвГУ, познакомила присутствующих с фрагментов своей работы, нацеленной на изучение терминологических единиц с позиции пользующегося ими индивида. Опираясь на психолингвистическую концепцию ментального лексикона и слова как средства доступа к нему, разработанную А.А. Залевской, автор сосредотачивает своем внимание на особенностях термина как достояния индивида и пытается ответить на следующие вопросы: 1) как происходит идентификация терминослова носителями языка вне научного контекста его употребления; 2) влияет ли специальная подготовка носителей языка – студентов, обучающихся по разным направлениям в вузе, на опознание предъявляемых им вербальных стимулов как терминов; 3) каково взаимодействие специального и вненаучного, обыденного видов знания при идентификации стимулов-терминов; 4) каким образом специфика естественно-научного и гуманитарного знания отражается в ассоциативной структуре значений соответствующих терминов. Ответы на поставленные вопросы были представлены Е.А. Ивановой с опорой на языковые факты, полученные автором от испытуемых – студентов разных направлений обучения, принявших участие в свободном ассоциативном эксперименте. На примере анализа ассоциативного окружения ряда терминов-стимулов автором была убедительно раскрыта психологическая реальность признаков термина как носителя специального знания, подвижность его категориальных границ и включенность в многомерные системы связей с другими единицами ментального лексикона. 

Екатерина Эдуардовна Кравчук, аспирант третьего года обучения, рассказала о том, что сделано по теме ее диссертационного исследования «Специфика понимания функционально-смысловых типов учебного научного текста». В докладе были представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление специфики восприятия/понимания трех функционально-смысловых типов текста: описания, повествования и рассуждения. Экспериментальное исследование проводилось с привлечением метода встречного текста и методики экспликации денотатной структуры текста (А.И. Новиков); методик набора ключевых слов (А.С. Штерн) и воспроизведения текста (В.П. Зинченко), а также теории установки Д.Н. Узнадзе. Специфика восприятия/понимания текстов разных функционально-смысловых типов в работе рассматривается в зависимости от таких параметров, как установка на текст при предъявлении его отдельных предложений, форма предъявления текста и образование испытуемых (гуманитарное/техническое). 

В докладе Анны Сергеевны Гусевой, аспиранта первого года обучения, на тему «Особенности освоения иноязычного слова (на материале ошибок учебных билингвов)» обсуждалась роль речевой ошибки на уровне слова с позиции психолингвистической науки. Анна Сергеевна рассмотрела основные подходы к классификации речевых ошибок (В. Фромкин, Дж. Эйтчисон, П. Кордер), а также привела и подробно обсудила пример анализа ошибок, зафиксированных в речи учебных билингвов, с опорой на принципы рассмотренных классификаций. Слушатели особенно отметили качество (наглядность и информативность) презентации, сопровождавшей доклад, а также большой объем работы, проделанной Анной Сергеевной за первый год обучения в аспирантуре.

Доклады аспирантов вызвали ряд вопросов, ответы на которые вылились в оживленную дискуссию. Доклады, вопросы и их обсуждение, несомненно, будут полезны как самим аспирантам в ходе их исследований, так и магистрантам в подготовке магистерских диссертаций.

Поделиться: