Завершился проект «Когда в семье растет билингв»
26 апреля 2024
В рамках Программы Года семьи в ТвГУ факультет ИЯиМК организовал онлайн-проект «Когда в семье растет билингв». 24 апреля состоялась заключительная встреча этого проекта. Своим опытом воспитания детей-билингвов поделилась доцент кафедры герменевтической лингводидактики и английской филологии, член "Российской ассоциации лингвистов-когнитологов" и международной ассоциации исследователей метафоры Елена Михайловна Исакова.
Елена Михайловна воспитывает двух дочерей 3,5 и 14 лет, и условия становления билингвизма у девочек были довольно разные. Путь, который родители прошли со старшей дочерью Анной, можно назвать ранним последовательным билингвизмом, когда сначала формировались языковые навыки русского языка, как родного и единственного, а в общеобразовательной школе и языковой студии в дополнение к школе Анна начала осваивать английский язык как иностранный. Любопытно, что с младшей Полиной родители осознанно выбрали другую тактику: мама разговаривала с ней только по-английски с самого раннего возраста, а папа по-русски.
Присутствующие на встрече узнали о том, как чтение детской литературы и совместное творчество помогают воспитывать билингвов и укреплять эмоциональные связи со всеми членами семьи, какие подкрепляющие методики (тематические полки, сторителлинги, сюжетные камни) можно использовать на ранних этапах обучения иностранному языку.
Отметим, что все практики, которые Елена Михайловна внедряет на «семейном фронте», повлияли и на ее профессиональную деятельность: в июне прошлого года в Испании она выступила с докладом "How to catch a metaphor: cognitive metaphors and their types in picturebooks” на Международной конференции и приняла участие в презентации постера, который отражал промежуточные результаты грантового исследования, проводимого совместно с университетом города Клагенфурт в Австрии и университетом города Альберты в Канаде – «Фразеологический аспект в обучении иностранному языку на основе визуальной метафоризации». Эти научные достижения Е.М. Исаковой являются в какой-то мере результатом осознанного подхода к языковому развитию билингвов, в том числе совместного чтения с детьми детской литературы и объяснения им сложных концепций и абстрактных понятий из книг.
Благодарим всех участвовавших в проекте и желаем успехов в воспитании би- и мультилингвальных детей!